пятница, 14 июля 2017 г.

"Я ЖИВ НЕ ЕДИНЫМ ХЛЕБОМ…"

«Поэт..., умница с удивительной памятью, честолюбец…, жалкий злой калека…, маленький беззащитный мальчик…, беспредельно самоотверженный, беспредельно преданный рыцарь. Настоящий мужчина» – так писала о Варламе Шаламове  Ирина Павловна Сиротинская – литературовед, близкий друг писателя, правопреемник, хранитель и публикатор его наследия.

Варлам Тихонович Шаламов – прозаик и поэт, публицист и критик, автор пронзительных рассказов о северных лагерях. «Колымские рассказы» и «Колымские тетради» – главный труд его жизни. Писатель создавал их с 1954 по 1973 год и только в конце восьмидесятых (1988 – 1990 гг.) российские читатели открыли их для себя. Варлам Шаламов, стал одним из самых читаемых писателей России. Отдельным изданием Лондоне в 1978 году вышли его рассказы. В СССР, в основном, они были опубликованы только в 1988—1990 годах. В этом году мы отмечаем 110-й день рождения писателя. Это прекрасный повод вспомнить, а для тех, кто не читал, познакомиться с творчеством писателя и поэта трагической судьбы. Написанное им – жестокая правда, о пройденных кругах ада: работа с кайлом на морозе при минус 55, побои, ругань, голод, болезни, жизнь лагерного «доходяги». В одном из писем Варлам Тихонович писал: «Я видел много такого, чего человек не должен, не имеет право видеть. Душевные травмы – непоправимы. Душевные «обморожения» необратимы… И вдруг оказывается, что и душевных, и физических сил хватает еще на что-то, что позволяет держаться и жить…»

Я видел все: песок и снег,
Пургу и зной.
Что может вынесть человек –
Все пережито мной.

В ГУЛАГе писатель провел долгие 18 лет и еще два года не мог выехать с Колымы. Впоследствии он напишет Солженицыну: "Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. <…> Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде".
Для В. Шаламова  жить, чувствовать помогала поэзия.

Поэзия – дело седых,
Не мальчиков, а мужчин,
Израненных, немолодых,
Покрытых рубцами морщин.

Лишь только оставался наедине с самим собой он сочинял стихи, десятки вариантов. Чаще всего в уме шла тщательная отделка, так как записывать стихи возможности не было. Она  появилась позже, во время работы в медпункте.
Главная тема колымской поэзии – человек и природа; любовь и верность, духовная сила человека, библейские мотивы.

* * *
Лицом к молящемуся миру
Гора выходит на амвон.
Пред этим каменным потиром
Земной отвешу я поклон.

Река отталкивает гору,
И веет запах снеговой,
И переполнены озера
Святой водою дождевой.

И в половодье, как в метели,
Взлетают пенные цветы,
Льняной растрепанной куделью
В меня швыряют с высоты.

А я – я тут же на коленях,
Я с Богом, кажется, мирюсь.
На мокрых каменных ступенях
Я о спасении молюсь.

***
Луна, точно снежная сойка,
Влетает в окошко ко мне
И крыльями машет над койкой,
Когтями скребет по стене.
И бьется на белых страницах,
Пугаясь людского жилья,
Моя полуночная птица,
Бездомная прелесть моя.

И тем не менее, не смотря на трудности и лишения, в стихах Шаламова есть ощущение счастья, сочиняя их, поэт обретал свободу.

Я жив не единым хлебом,
А утром, на холодке,
Кусочек сухого неба
Размачиваю в реке.


Иванова Л.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения